Перейти к содержимому

День 3. Долина семи озер и дорога к Псху.

Я проснулся за 10 минут до звонка. Вылез из палатки, задрал голову и замер: надо мной раскинулись тысячи звезд и Млечный путь. Я никогда не умел снимать звездное небо, но попытаться стоило.
Мзы, Пыв и Псху — на мотоцикле по Абхазии
Ну что ж, пора отправляться к Долине семи озер, чтобы успеть к рассвету. На часах полпятого утра.

Я шел в полной темноте, не видя окружающих видов. И это хорошо, ведь обратная дорога будет гораздо интереснее. Этот путь оказался немного сложнее маршрута к озеру Мзы, но и здесь я уложился в 7 километров за полтора часа, не отвлекаясь на съемку. Набор высоты также составил около четырехсот метров.

Тропинка то опускалась вниз, но чаще поднималась, иногда с очень сильным уклоном, и был повод отдохнуть на холодном камне, обозревая горные силуэты, постепенно показывающиеся из темноты.
Мзы, Пыв и Псху — на мотоцикле по Абхазии
Мзы, Пыв и Псху — на мотоцикле по Абхазии
Долина, лежащая на высоте около 2400 метров, резко обрывалась одной стороной со стороны Главного Кавказского хребта, по которому  проходит граница с Россией.

На северной стороне еще можно встретить снег, лежащий желтыми языками на зеленых склонах.
Вдоль тропинки росло огромное количество самых разных цветов, их разнообразие поражало. Я никогда раньше не видел в горах такого обилия всевозможных форм, оттенков и запахов.
Мзы, Пыв и Псху — на мотоцикле по Абхазии
Как я и думал, обратный путь был очень красивым. Немало этому поспособствовали и густые облака, сквозь которые периодически прорывались лучи света.
Мзы, Пыв и Псху — на мотоцикле по Абхазии
Где-то в этой долине расположилась деревня Псху, к которой идет грунтовка длиной около 30 километров от перевала Пыв.
Мзы, Пыв и Псху — на мотоцикле по Абхазии
По другую сторону виды не менее радовали взгляд. Смотрите, какая крутая срезанная гора:
Мзы, Пыв и Псху — на мотоцикле по Абхазии
Гора Анчхо — это любовь с первого взгляда:
Я перекусил жареными пирожками, пообещав на обратном пути (весь дорога в Псху ведет только в один конец) купить меда. По дороге к палатке встретил красивую лошадь. Кстати, к озерам можно подняться на лошадях, но стоит это удовольствие около полутора тысяч рублей.
Мзы, Пыв и Псху — на мотоцикле по Абхазии
Доковыляв до палатки, я решил немного привести мотоцикл в порядок. Если помните, у меня порвался тросик газа, а после починки не работал возврат ручки — этакий круиз-контроль своими руками. Было неудобно. Я опять разобрал ручку, оторвал мелкие кончики тросика, залил пару капель масла в оба троса. Вуаля! Еще был забавный момент — мотоцикл как-то вяло набирал скорость при открытии газа, что увеличивало в разы мою мнительность — а вдруг опять хрень с движком? Причина оказалось смешной — под грипсой оказалась жидкая грязь, и она прокручивалась по пластику. Вычистил все говно, вымочил грипсу в бензине (после такой обработки она сжимается и плотно обхватывает ручку). Готово! Поехали!

Ну что ж, пора посмотреть, что такое Псху, и вкусить прелести горной грунтовки. В начале спуска я неожиданно вспомнил, что совсем не фотографировал мотоцикл. Исправляю.
Дождь меня не минул стороной:
Мзы, Пыв и Псху — на мотоцикле по Абхазии
Ну а далее были километры каменистой дороги, которую бодро перебегали ручьи и речки. Броды были небольшие и неопасные. Затем внезапно пошел дождь, и я спрятался под деревом, слушая, как капли молотят по листьям. Минут через двадцать он закончился, и я продолжил путь. Вот еще один брод, а вот и следующий, посерьезнее. Напугали ежа голой жопой. Едем дальше. Скорость обычно не превышала пятнадцати километров в час, и я редко переключался на вторую. Иногда была мысль: какого черта я прусь по этой чертовой раздолбанной дороге в это богом забытое место? Но было бы глупо поворачивать назад, когда за спиной осталась большая часть пути.

И вот я переезжаю последний брод, самый большой из всех, кстати, и упираюсь в шлагбаум с табличкой КПП. Неожиданно. Ко мне из стоящего рядом домика вышел охранник, удивленно разглядывая невиданного гостя. Перекинулись парой слов, и я еду дальше — до деревни буквально пара километров. А вот и она.
Ну что сказать. Ничего примечательного в ней нет, и для меня загадка, зачем сюда возят туристов. Я спустился до самой реки, протекающей у подножия Бзыбского хребта (через который, кстати, идет пешеходный маршрут длиной 70 километров). На берегу расположился лагерь спортсменов, где меня сразу взяли и накормили. Вот прям и пары минут не прошло.

Пока детишки лазали по мотоциклу и крутили все, что было в пределах досягаемости, я прогулялся по окрестностям. Хорошо. Затерянный мир прям. Местные отсюда могут и по году-два не выезжать в города. Село доступно для машин только небольшую часть лета. В остальное время воздушное сообщение.

Но время идет к вечеру, пора возвращаться домой. И снова камни, броды и урчание довольного двигателя.
Обратная дорога к перевалу вышла гораздо веселее — ведь подниматься интереснее и быстрее. Купив меда и снова чудесных пирожков, я настроился на дорогу домой. Вот осталось позади озеро Рица, и началась дорога вдоль моря. Солнце клонилось к горизонту, граница, заправка и снова дорога. Стемнело. Ночной серпантин, вереницы машин. Тепло. Очень хотелось спать, но нельзя, еще сто пятьдесят, сто, пятьдесят километров. Дорога стала легче. Туман. Въезжаю в уснувший город.
Карта маршрута и ночевок:
Комментарии: 4
Dmitry Svetlakov
19.01.2021 в 22:31
Клаасс! Какое это время года?
20.01.2021 в 08:48
Вроде в июле катался)
Интересно читать! Фото нереальной красоты!
29.07.2018 в 06:46
Места крутые)
Оставить комментарий
* Ваш Email не публикуется в открытом доступе и нужен для уведомлений об ответах на Ваш комментарий или автоматической проверки на спам